Причины отказа в детском пособии
Государство поддерживает семью и заинтересовано в демографическом росте. Разработана целая система мер социальной поддержки материнства и детства, но иногда в компенсации расходов семье может быть отказано. Причины отказа в назначении материального пособия на ребенка могут быть разными.
Содержание
Кому положены пособия на детей
Существует ряд оснований для назначения детского пособия. Порядок его назначения в основном регулируется ст. 3 ФЗ № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Исходя из его норм, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определяется законами субъектов федерации. Пособия индексируются и пересчитываются, исходя из уровня инфляции.
Закон называет следующие виды пособий:
- по беременности и родам;
- единовременное при рождении ребенка;
- при передаче ребенка на воспитание в семью;
- беременной жене военнослужащего по призыву;
- ежемесячное на ребенка военнослужащего по призыву;
- ежемесячное пособие для малообеспеченных семей.
Именно по поводу последнего чаще всего возникают споры и недопонимание. Так, в Московской области согласно нормам Закона 1/2006-ОЗ ежемесячное пособие на ребенка назначается:
- если среднедушевой доход семьи не превышает прожиточного минимума по региону проживания;
- с месяца рождение ребенка, причем обратиться за ним нужно не позднее полугода с этого момента (если это было сделано позже, за просроченный период средства выплачиваются лишь в пределах 6 месяцев);
- до достижения подростком возраста 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении – до 18 лет;
- если лицо, обратившееся за пособием (родитель или опекун), и ребенок проживают в Московской области.
Каждые 6 месяцев требуется возобновлять информацию о доходах семьи, после чего выплата пособия продолжается. Для определения среднедушевого дохода в региональное управление соцзащиты представляются документы о составе семьи и о доходе каждого из ее членов.
Подтверждением станут выданные работодателем справки по форме 2-НДФЛ, документы о назначении алиментов, выписки по банковскому счету.
При расчете общий совокупный доход семьи делится на количество ее членов, которое нужно подтвердить свидетельствами о рождении детей и выпиской из домовой книги. В некоторых регионах расчет производится по трем месяцам, предшествующим подаче заявления.
О повышении дохода заявитель обязан сообщить в службы социальной поддержки не позднее трех месяцев с момента изменения уровня дохода. Аналогичные нормы указываются и в законодательстве других регионов.
Законные основания для отказа
Кроме бюрократических сложностей, на что часто наталкиваются родители, есть и законные причины для отказа в назначении разовых или ежемесячных пособий. Наиболее часто называются:
- несоответствие представленных для оформления пособия документов требованиям законодательства РФ;
- предоставление работодателем недостоверных сведений об уровне дохода заявителя;
- заявитель отказался подписать согласие на обработку персональных данных;
- семья не относится к категории малообеспеченных или перестала к ней относиться в период выплаты пособия (если доход семьи снова уменьшится, выплата ежемесячного пособия может быть возобновлена);
- уже назначено пособие, выплачиваемое в другом регионе или второму родителю;
- семья сменила прописку или временную регистрацию и обратилась не в то подразделение службы социальной защиты, в которое необходимо.
Большинство из этих причин являются безусловным основанием для отказа, но, если его причина связана с неверным оформлением документов, в них можно внести изменения и направить заявление еще раз.
Следует только учитывать, что это нужно делать быстро, так как пособие назначается только за 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления, и срока обжалования этот период на пропущенные по вине служб социальной защиты месяцы или недели не удлиняет.
Если возникнет потребность учесть его при получении выплат за пропущенные периоды, нужно будет заявить дополнительные требования в судебном порядке, и вероятность того, что они будут удовлетворены, крайне низка.
Куда жаловаться, если отказали в выплатах
В России существует две основные формы обжалования незаконных действий или бездействий должностных лиц – административная, в вышестоящую организацию, и судебная.
Как правило, виновником отказа является Министерство, отвечающее за социальную поддержку жителей региона, или муниципальное управление социальной защиты. Действия муниципального управления следует обжаловать в Министерство, направляя жалобу на его руководителя, а отказ Министерства требуется обжаловать уже в судебном порядке.
Как показывает практика, административный порядок обжалования редко приводит к позитивным результатам, но, чтобы показать суду, что истец воспользовался всеми предоставленными ему законом мерами правовой защиты, имеет смыл направить жалобу и в вышестоящий орган.
Если нарушение прав многодетной семьи носит особо серьезный характер, можно продублировать заявление, направив его в прокуратуру.
Существенно проще урегулировать ситуацию, если первоначально документы подавались не непосредственно в подразделения социальной защиты, а через МФЦ.
Административные регламенты жестко регулируют и наказывают такие нарушения прав граждан как:
- нарушение сроков оказания услуги;
- нарушение сроков регистрации заявления;
- отказ в приеме документов;
- отказ в услуге в принципе;
- отказ исправить ошибки или опечатки, допущенные сотрудниками;
- требование непредусмотренных документов или какой-либо дополнительной платы.
Все эти нарушения будут своевременно откорректированы.
Судебная практика
Отказ в назначении пособия на ребенка может быть обжалован в судебном порядке. Жаловаться придется методом подачи искового заявления. Образец иска можно найти в интернете, но его конструкция является типовой:
- наименование суда;
- имена, наименования и адреса сторон;
- суть требований – обжалуемые действия;
- основание требований – ссылки на нормативно-правовые акты.
После подачи искового заявления в течение месяца произойдет назначение заседания, на котором будут рассмотрены требования. Обычно суд становится на сторону истцов, опираясь как на международное право, на Конвенцию о защите прав ребенка, так и на внутреннее законодательство.
В практике российских судов судьба таких исков об обжаловании отказа в назначении пособия на ребенка или в его выплате может быть разнообразной. Часто причинами отказа ответчики называют не соответствующие закону требования к оформлению документов.
Так, в решении Воскресенского суда Московской области по делу № 2-2774/19 заявительнице было отказано потому, что указанная в заявлении зарплата ее мужа оказалась ниже, чем минимальный размер оплаты труда в Москве. Суд поправил Министерство, обратив внимание на то, что размер выплат относится к зоне ответственности работодателя, и вынудил его назначить и выплатить пособие.
Отдельной категорией споров становится невнесение службами социальной защиты информации в базы данных своевременно, из-за чего пособие не назначается.
В этом случае необходимо требовать обязывания сотрудников соцзащиты внести необходимые данные, в таких случаях суд удовлетворяет требования (см. дело № 2-4332/19 Октябрьского районного суда Самары). В этом же деле была опротестована практика служб социальной защиты предоставлять нотариально удостоверенные копии документов, такие требования также противоречат нормам законодательства.
В некоторых регионах дополнительным критерием малообеспеченности при назначении пособия становится наличие в собственности семьи недвижимости, и площадь ее на каждого члена семьи превышает 18 метров, или в семье есть более 1 автомобиля. В этой ситуации отказ в предоставлении помощи обжаловать невозможно (см. решение по делу № 32-4565/19 Кировского районного суда Ростова-на-Дону).
Принимая решение обжаловать отказ в предоставлении адресной ежемесячной помощи на ребенка из малообеспеченной семьи, необходимо тщательно изучить региональное законодательство и его особенности. Часто отказы судов удовлетворить требования связаны с неверной трактовкой ном закона. При этом если требования заявителя обоснованы и законны, суд встанет на его защиту.